<<< неделя 7 >>>

14 ноября (сорок третий день).


Вот уже и не помню с чего началось утро (плохая память, да и насыщенно всё сильно). Но вроде как обычно завтрак. Потом машину в прокат взяли и поехали по острову немного проехаться. Спросили где красивая природа и нас отправили в центр Сардинии. Вообще Сардиния произошла не от слова сардина, а от народности сарды, населяющих данный остров. У них оказывается, так же как и у корсиканцев, бродит призрак революции - они за независимость от Италии (корсиканцы от Франции). Флаг их национальный имеет символ такой же как и на Корсике (парень с банданой), но у них таких профиля четыре, на белом фоне и между ними красный крест. В общем как Евросоюз не объединяйся, а другие хотят жить отдельно.

Ну а теперь о дороге. По началу тянулись поля, небольшие плантации виноградников и сёла. Селения удивили много где разукрашенными картинами стены домов. Причём сюжеты были в основном националистические : женщина с флагом Сицилии вышвыривает военного какого то; бытовые деревенские зарисовки и т.п. Дома в провинциальных городках в основном двухэтажные и светлых, ярких тонов от этого создаётся какой то уют и умиротворение. Ещё удивил один курган, довольно ровной формы и наши мнения разошлись или это искусственное, или естественное, или среднее что то. Затем дорога понемногу стала уходить в гору и пейзаж стал меняться. Несколько раз пересекли узкоколейную ж.д. (потом оказалось, что по ней иногда курсирует экскурсионный состав). Остановились в одном симпатичном месте. В одном месте и жёлтые осины, и пробковые дубы, и фиги и ж.д. с мостиком. Рядом ещё небольшой парк с прудиком и мостиками через ручей. Потом поднялись ещё выше и оказалось, что на верхушках холмов (гор) они вырубают сосновые леса, но и сажать тоже не забывают. Тут красивый вид на зелёные холмы, луга и горушки на горизонте, прикрытые туманом. Здесь же встретилась собака неизвестной мне породы с большим колокольчиком - видно пастушечья. До города Н не доехали, так как солнце уже садилось и пора было выезжать с гор на автостраду. Они, кстати, тут бесплатные. Выехать мы решили около одного из озёр, думая о красивом виде, но ничего особенного не увидели. Зато по пути попадались интересные каменные рельефы. Так вот прошёл день.

14_6 14_12 14_13 14_11 14_10 14_9 14_8 14_7 14_5

15 ноября (сорок четвёртый день).

Утром затарились в супермаркете, встретили ещё одного члена команды и поехали по юго-восточной части острова. Доехали до города М. Там пляжи и вроде ничего более интересного. До него была дорога по ущельям и горам. Цвет скал тут красноватый и отец говорит, что отдалённо похоже не Великий каньон в Америке. Потом уже проехались вдоль побережья. В одном из городков поели апельсины с дерева прямо на АЗС. На самом побережье много бухточек с пляжами и домами апартаментами. Уже недалеко от Кальяри заметили небольшую рощу эвкалиптов, но эвкалиптами что то не пахло. Там мы встретили закат прямо на берегу моря. Вечером поели в ресторанчике и теперь снова в море (16 ноября), уже в Тунис.

14_4 14_3 14_2 15_1 15_2 15_3

 

16 ноября (сорок пятый день).

Вот мы и снова в море. Вроде пока есть настроение опишу, сегодняшний день, ну и может повспоминаю, что было на Сардинии (более детально) и дополню предыдущие дни. Ну а сегодняшний день был такой...

Утро началось рано так как проснулся часов в пять и вспомнив, что говорит отец: не стоит себя мучить сном если проснулся, а сделай полезное дело. Решил почитать книжку. Сейчас читаю Азимова. Читать попроще, чем писать. Хотя сиюминутные события описывать, мне кажется, намного проще, чем придумать историю со смыслом, да и без смысла тоже сложно наверное. В общем до завтрака прочитал один из рассказов про Лакки Стара и вышел к столу.

Позавтракав поехали отдавать машину и потом было время до обеда для совершения обзорной экскурсии по городу Кальяри - столице Сардинии. Машину сдали на мор вокзале и оттуда пошли в старый город к крепости. Ориентироваться на крепость просто (как и во всех этих городках) - идёшь всё время по улице ведущей вверх. Улицы ничем особым не запомнились. Пара церквей и развешанной по домам бельё.
Крепости тут особо нет. Есть крепостные стены, окружающие часть домов. Причём внутри этих стен есть ещё стены и не ясно толи стены возводили по мере увеличения центра города, толи такая многоступенчатая оборона была задумана с самого начала. При входе в крепость увидел удлинённый дэу матиз- почти нормальная машина;))). На первой обзорной площадке нашёл интернет и трубочистов, чистящих трубу на соседней крыше. Чистят они не как у нас щёткой на проволоке, а сборная палка и постепенно опуская и собирая её они прочищают дымоход. Видно всё же по календарю середина ноября и зимы тут не миновать. Но я не особо парился, так как мне в шортах и рубашке было немного жарковато на солнце:). Тут и там на скамейках сидела или лежала разморённая молодёжь. Но время поджимало и я пошёл дальше. На самом верху холма, где расположена крепость, размещается музей и наверное какое то отделение колледжа, так как молодёжи было много и многие даже с тетрадками. Место спокойное и можно посидеть в тишине. Потом решил забраться на башню (Торро что то), расположенную неподалёку. Вход конкретно указан не был и я через какую то дверь на лифте мимо удивлённых людей, работающих тут (в шортах, рубахе, с фотиком и рюкзаком) попал на площадку. Там мне сказали, что закрыто типа сиеста и я пошёл уже пешком вниз. Дверь там оказалась закрыта, дверь через которую заходил тоже, женщина, которая сказала, что закрыто ушла куда то. В общем стал метаться между этажами и стучать в двери. Раза с пятого мне на верхнем этаже мужики в костюмах открыли (я им - Торро. Они - Клозетто), указали на лифт и я выйдя на улицу пошёл дальше. Обогнул крепость с восточной стороны и пошёл уже вниз. По пути увидел небольшую аварию пары машин и мопедиста, влетевшего сзади в джип. Парень пользовался всеобщим вниманием и хромал, но рассматривать, что и как не стал и пошёл на яхту. Приняв душ и пообедав мы вышли в Тунис. Перед этим групповая фота и немного потренировались подходить к причалу(так это рулит отец). Заправились соляркой и пройдя несколько часов под двигателем, до выхода из бухты, поставили паруса. Вот и ужин прошёл, а вечерняя вахта пришла. Этот день вроде описал, и теперь примусь дописывать предыдущие, пока что то помню. Ну вроде, что вспомнил, то записал.

16_7 16_6 16_5 16_4 16_3 16_2 16_1

 

17 ноября (сорок шестой день).

Ночная вахта была под двигателем и ничего особенного не было. Попеременно подежурили и поспали. Утром рядышком с нами прошёл военный корабль (флаг правда не видел). Немного вздремнув в каюте пошёл позагорать, но ветер дует холоднее, чем солнце греет и решил ждать лучших времён.

Потихоньку, то под двигателем, то под парусами дошли до города Безерта. Тут зимовал знакомый отца, с которым они в позапрошлом году обогули северную Европу(сейчас он уже на островах зелёного мыса). В порт пришли в вечерних сумерках, ткнулись в одну марину - нет никого, в другую тоже тишина. Покружили, посмотрели, яхт не увидели и решили пойти уже в порт Тунис. До него примерно 50 миль и неспеша к утру должны прийти. Вообще странно конечно, что всё так тихо. Или не сезон, или ещё что то убрало от сюда все яхты... Главное, чтобы не было войны.

Вообще в Безерте оказывается есть русская община, которая образовалась тут после революции из военных моряков. Советовали поговорить с учительницей Анастасией, её, как нам сказали, тут каждый знает. Ей 90 лет и она дочка капитана одного из кораблей. Но так как тут мы не нашли где пристать встреча эта не состоится.

Идём дальше на юг. Ветер пока есть и под парусами с шелестом волн поужинали и наша вахта отправилась спать.

18 ноября (сорок седьмой день).

Полночь и снова в пути. Поспать этой ночью нормально не удастся - то вахта, то сны. Обошли мыс и поставили паруса. Кругом много кораблей, как рыболовов, так и танкеров. Только, что проплыла какая-то лодка непонятной конструкции и без навигационных огней. Только мощные фары по бокам, скорее всего сети с бортов сбросил(ловля рыбы тралением, хотя может траление это непосредственно по дну сети тащить, могу спутать - не ругайте). Вообще ночью уже можно на вахту выходить без плотной куртки и спать только в спальнике, без укрывания одеялом. Так что есть шансы понежиться на солнышке:).

Часа в три ночи наплыл туман и видно было метров сто не больше. Был заготовлен горн (дуделка с балончиком), включена рация и усиленна бдительность. Кругом как в молоке плаваешь и если на машине есть шанс быстро остановиться, да и где опасность примерно знаешь, то тут все сложнее. Но через пол часа туман немного спал и расслабились. А еще через полчаса я уже сдал вахту и засыпаю:).

До порт Туниса не дошли, так как по пути встретилась одна марина, указанная в яхтенном альманахе. Пришвартовались по утру и пошли узнавать, что и как. Раньше (до 1956 вроде) Тунис был колонией Франции и английский тут не ахти, а французский приветствуют. Оказалось встали на место полиции и пришлось перейти почти на вход в марину. Место не ахти, но тут уже стояла яхточка французской молодёжи и мы к ним присоседились. Ни воды ни электричества в обозримом окружении не было, но нам пока было не до этого, так как надо было разобраться с погранцами.

Погранцы - поганцы. Оказалось, что нужна виза. Пришли трое, из них только один в форме. Другие стали спрашивать про водку, деньги, сигареты. Виза по 10 динар за сутки (евро = 1.8 динара), а так же просил себе за услуги. Так трындя и причитая договорились, что он делает визу на 3 дня и ему 20 евро (он видно ждал больше). Пока он там ходил бродил мы уже почти решили уйти, но он всё же принёс паспорта и мы, чтобы не терять времени быстро отправились в город Тунис.

Решили ехать на электричке, но по пути встретили такси и оказалось, что он нас за 15 динар довезёт. Умножив, поделив и вычтя мы согласились. Взяли ещё одно такси, так как нас было 6 и поехали в город. Примечательно, что он был готов нас всех везти и на своей машине, но мы не решились так уплотняться:). По пути он предложил ещё вариант за 50 евро с машины они нас возят до Туниса, потом по ближайшим достопримечательностям Карфагена, затем в магазин и обратно. Мы согласились. Причём в прокат машину предлагали за 95 евро... Движение довольно оживлённое, с подрезаниями, втискиваниями и свистками полицейских, но до каирских улиц далеко. Приехав в центр нам дали провожатого(включённого в стоимость поездки) и мы пошли по Мдине (или Мидине, в общем старый город). Оказалось это сплошные павильоны торговли. Рядом располагается дворец премьера и он запрещал фотографировать его, но там ничего интересного поэтому особо и не пытались. Пока ходили прикупили сувениров, поглядели сверху на всё это и стали наезжать на гида(не люблю восточный навязчивый сервис), чтобы он нас вёл не по магазинам, а по историческим местам Мдины. Он удивился и сказал, что Мдина это и есть центр города и тут только магазины. Но потом всё же показал мечеть, больше мы ничего нового не увидели. Лавочек действительно превеликое множество и можно надеяться, что то найти(если знать что искать). Мы не знали, что искать и поэтому обойдя всё это за часик, полтора мы отправились в Карфаген, который вроде как должен был быть разрушен.

Карфаген действительно был разрушен. Судя по описанию и отдельным показанным раскопкам это был большой город. Вообще если немного уйти в историю, то Карфаген основали финикийцы и всё северное побережье Африки, а так же часть Испании были под их контролем. Рим расширяя свои владения вступил в конфликт интересов и начались Пунические войны (Пуния это вроде как древнее название области около Туниса). Всего войн было 3. В первой просто повоевали, ничего особенного сказать не могу. Вторая война запомнилась походом Ганибала, который из Африки, через Гибралтарский пролив, по Испании и Франции, через Альпы вторгся в Италию со своими слонами. До Рима он не дошёл вроде около 100 км или меньше. Там его, слонов и всю армию уставших от похода разбили офигевшие от его наглости римляне. Третья война закончилась разрушением Карфагена, разбором его по камушку и засыпанием всего вокруг солью. Так Рим становился империей. В Карфагене действительно старых построек почти нет, это или раскопки или полуразрушенные (вернее где то на  9/10 разрушенные) сооружения. Впечатлило водохранилище, построенное еще карфогенянцами. Каменные ёмкости длиной порядка 100 метров, глубиной около 15. Их штук 20, к ним подходит акведук, а дальше вода шла в Карфаген и римские бани. Вода сюда поступала с гор, находящихся отсюда на расстоянии порядка 150 км(и всё это шло по акведуку). Частично старые сооружения водоснабжения эксплуатировались до пятидесятых годов 20-го века. Так что было прокатиться интересно, но больше ехать было не охота и хотелось отдыхать, загорать:). На обратном пути заехали в рыбный ресторанчик, где вкусно поели. Я ел рыбу под названием дорада (ну или как то так). Вкусная рыбёшка и горячий хлеб - чудесно:). В ресторан нас тоже завёз таксист, но эта навязчивость оказалась вкусной и мы не обиделись;). Потом покупки в супермаркете, где поразило обилие солений оливковых: и такие и сякие, даже паштеты. Жаль, что я их не люблю. В одной из кадушек лежали толи солёные, толи маринованные лимоны:).

Приехали на яхту и оказалось, что ветер и волны поднялись и лодку сильно кидает у причала. Не зря он мне сразу не понравился. Качало и набрасывало на причал. Стали одерживать её (отталкивать немного руками), чтобы не сильно наваливало. Потом решили всё же, что тут болтает, ни воды, ни электричества, да и время поджимало немного. Пока отец ходил оформлять отход в марине и у погранцов (они канючили около часа) появился большой катер. Прибежал народ, а ветер уже хороший был, вход маленький, катер наваливает, начальника какой то в пальто прибежал. А погранец к нам на яхту зашёл и мы уйти не можем с ним. Начальника руками машет и кричит что то, мы говорим, что с погранец нам на борту не нужен. Он снарядил своего кого то, он вызвал еле еле его от нас (потом оказалось он деньги канючил - упырь). Ну он ушёл и мы с криками и  помощью всего народа (отталкивали от причала, нас на него ветром наваливало) отошли и ушли из этого бедлама. Как там встал катер мы не знаем уже. Вообще как было замечено Тунис тоже, что и Россия только в Африке. Очень трудно к бардаку, взяткам и т.п. привыкнуть после Европы. Ветер дул хороший и мы быстро уходили прочь от Туниса. Но день был незабываем и в плане осмотра, и в плане адреналина, и просто как контраст с предыдущими полутора месяцами.

18_12 18_11 18_10 18_9 18_8 18_718_6 18_5 18_418_3 18_2 18_1

19 ноября (сорок восьмой день).

Из Туниса шли в основном под парусом и при подходе к острову Пантенерия двигатель не захотел заводиться. Опять разрядились аккумуляторы. Ну мы как и перед Майоркой выключили все электропотребители и самостоятельно руля продолжили путь(в надежде, что как и в тот раз аккумуляторы немного накопят заряд). Остаться без двигателя совсем неприятно если в походе ещё можно это пережить, то причаливать под парусами это уже искусство. Мы им ещё не владеем, да и не хочется;). Пока описывал этот день лёжа в каюте наверху случился аврал и в трусах выскочил на палубу помогать, но об этом опишу 20 ноября(когда всё это и произошло);). В общем дойдя под парусами до порта были почищены клеммы на аккумуляторах и двигатель к счастью завёлся. Долго искали место стоянки, и в конце концов встали рядышком с катерами береговой охраны.

Вообще остров Пантенерия вулканического происхождения. Кругом видны чёрные камни(мостовые, причальные сооружения), крепость и та сделана из черного камня. Так как мы пришли из Туниса нам опять надо было проходить паспортный контроль. Тут это оказалось проще: отец, как капитан, собрал все паспорта и сходил в офис полиции. Пока он ходил к нам подошли таможенники, но сказал, что капитан с паспортами ушёл оформляться они немного позадавав вопросов (в том числе и про наличные деньги) ушли. Вообще по закону у нас висел жёлтый флаг, обозначающий, что нам надо пройти контроль, и они наверное увидев его подошли к нам. Если его не вывешивать, то я думаю и не подойдёт никто.

Правда вернувшись отец сообщил неутешительную новость, что с водой у них тут проблемм и нам не пополнить запас(воду последний раз наполняли на Сардинии и осталось 1/8 часть). Электричества так же на причале не было и нам пришлось часа 2-3 тарахтеть двигателем для зарядки батарей. Но в остальном всё спокойно и можно было спокойно поспать:).

20 ноября (сорок девятый день).

Утро тихое и спокойное. Жаль живём в режиме экономии воды. Позавтракав отправились в город на пару часиков. Городок вроде и курортный, но в тоже время люди чем то заняты и даже не в курортный сезон работают. Набережная у старого порта(мы остановились в новом) поражает перилами. Они сделаны из нержавеющих стомиллиметровых труб и отводов. Швы хорошие и я думаю по ним можно пускать воду и всякие другие химические вещества;). Обошли крепость, но внутрь не попали , так как была закрыта (видно не сезон). Крепостушка небольшая, но интересная. Немного прошлись по городу. Чуть выше в горы начинаются частные виллы, оливковые сады и виноградники. Нашёл, как обычно, халявный интернет, но так как с электричеством у нас тоже проблемы, телефон был маловато заряжен. Вернувшись на яхту мы сразу вышли из порта и пошли в ближайшие бухты для ознакомления с красотами этого острова. По пути ели фрукты, купленные в Тунисе. Мандаринки на веточке с листиками, красные гранаты, чудесные яблоки, а так же сушёные каштаны. В общем авитаминоз нам не грозит:). На якорь встать не удалось так как было каменистое дно и потом можно было промучиться снимаясь с якоря. Так что спустили тузик и часть команды сошла на берег, а часть осталась дрейфовать на лодке и готовить обед. Остров понравился. Кругом чёрный камень, застывший в причудливых формах. Наверху кустарник, цепляющийся за кусочки земли. Жёлтый мох, выделяющийся  на чёрном камне. Вверх подниматься было трудновато, так как камни тут не сильно держаться и любое неосторожное движение к камнепаду приводит. Поднявшись на верх обнаружили пешеходную туристическую тропинку, ведущую вдоль берега. Сама тропинка ухожена и стенка выложена камнями. Каждый подъём и поворот открывает новый ракурс, новый пейзаж. Пройдя около километра стали появляться огневые артиллеристские точки. Видно со времён второй мировой войны. Дальше обнаружилась небольшая башенка, с которой открывается вид на эту дорожку и маяк, находящийся чуть дальше на мысу. Над вершиной горы висит шапка белоснежных облаков, жаль только, что небо серое и всё сливается в одну бело-серую массу. Но время подходило к обеду и мы поспешили назад. Путь назад был быстр. Сверху у берега бухточки сквозь прозрачную воду виден рельеф дна и если бы еще были лучики солнца, то бирюзовый цвет был бы кругом.

Пообедав отправились дальше в сторону конечного(начального) пункта на остров Сицилия. Сначала решили зайти в порт Марсала. Ветер дул почти попутный и мы шустро шли вперёд. Вахта была не наша и я отправился спать. Сквозь дремоту услышал сдержанные крики и ругань, что совсем не характерно для этой яхты:). Понял, что случилось что то в труселях и тёплых носочках выскочил на палубу. Оказалось, что решили поставить генакер, но ветер был сильный и втроём не справились. Парус перекрутился и его опустить было сложно. Его стягиваешь, а он наполненный ветром тебя за борт тащит. Но когда все выбежали на палубу его удалось спустить и потом после нескольких неудачных попыток нормально поставить. С ним мы быстро, порядка 6 узлов, двигались вперёд. Так поужинав мы продолжили нести вахту под шелест волн. Уже ближе к полуночи завели двигатель, не потому что ветер стих, а для подзарядки батарей.

20_9 20_8 20_7 20_6 20_5 20_4 20_3 20_2 20_1

 

<<< неделя 7 >>>